1910-1919
Купец 1-й гильдии Дмитрий Николаевич Лебедев, имеющий в Санкт-Петербурге лесопильный завод и льноджутовую мануфактуру, решает построить завод по производству фанеры. Для этих целей он выкупает в местечке Жересло Медниковской волости Старорусского уезда у местной общины 15 десятин земли. Деревня была расположена на правом берегу реки Ловать близ железнодорожной станции Парфино в 20 км от Старой Руссы.
Д. Н. Лебедев скончался в 1907 году, но его дело продолжил сын Андрей. Завод по производству фанеры Лебедев решает строить в январе 1910 года. Эта дата является основанием фанерного завода.
Андрей Дмитриевич Лебедев видел большое будущее за фанерным производством. Он консультируется, ищет партнеров для сбыта своей перспективной продукции, и находит их в Киеве в лице владельцев «Торгового дома «Абрам Волкенштейн и сыновья».
Завод получил официальное название «Ловатские деревообделочные заводы. Товарищество лесопильных заводов и мануфактур «Д.Н. Лебедев». В народе его окрестили «фабрикой».
Предприятие было оснащено передовым по тем временам американским, немецким и английским оборудованием (всего 32 единицы). В число основного технологического оборудования входили 4 лущильных станка, автоматическая сушильная камера с отдельной паровой машиной, два пресса: холодный с паровым насосом, а позднее гидравлический горячий пресс.
Для обучения фанерному делу в 1910 году были приняты 100 жителей близлежащих деревень. Первым управляющим завода был Иван Иванович Тюрин, уроженец деревни Налючи.
В конце 1911 года ловатскую фанеру уже покупала Англия, а затем стали поступать заказы из Франции, Дании, Бельгии, стран Скандинавии. Наиболее ходовая фанера, поставляемая за границу, была из березы толщиной 5–6 мм и из ольхи толщиной 5 мм. Потребителями ловатской фанеры становятся Товарищества Нарвской льнопрядильной мануфактуры и Невского судостроительного и механического завода, Общества Николаевских заводов и верфей и Путиловских заводов.
В связи с увеличением рабочих мест на заводе в 1912 году были построены два двухэтажных дома, рубленных из круглого леса, общей площадью 784 квадратных метра и два одноэтажных (особняки), общей площадью 49 квадратных метров.
Ловатскую фанеру как основной конструкционный материал для первых отечественных аэропланов «Илья Муромец» и «Святогор» стали использовать «Акционерное общество воздухоплавания» и «Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода». До Первой мировой войны фанера из России считалась лучшей в мире, и в 1913 году на экспорт ушло более 60% произведенной продукции.
После февральской революции 1917 года в стране сложилась нестабильная ситуация, и, предвидя экономические трудности, уже в марте Андрей Дмитриевич Лебедев продал свой завод акционерному обществу северных и лесопильных заводов «Русская фанера».
В 1917 году на заводе работали уже 450 человек. С 1918 года особое внимание уделяется развитию социальной сферы. Акционерное общество ведет жилищное строительство в растущем возле завода поселке, строит школу на 100 учащихся, водопровод, небольшую больницу. Но дальнейшее расширение завода было приостановлено, новое оборудование так и не успели установить – в стране началась национализация. Петроградская джутовая мануфактура «Товарищества лесопильных заводов и мануфактур «Д.Н. Лебедев» в апреле 1918 года была закрыта, а в июне тоже национализирована.